РУС БЕЛ ENG

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Республиканский проект «Родительский университет»

I класс

  • Тема 1. Адаптация учащихся в I классе (сентябрь):
  • Тема 2. Режим дня школьника (ноябрь):
  • Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка (январь):
  • Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника (апрель):
    • Родительское собрание.

II класс

III класс

IV класс

  • Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов (сентябрь):
  • Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей (декабрь):
  • Тема 3. Ребенок и компьютер (февраль):
  • Тема 4. Книги в жизни школьника (май):
    • Родительское собрание.

V класс

  • Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе (сентябрь):
  • Тема 2. Ребенок среди сверстников (ноябрь):
  • Тема 3. Ваш ребенок вырос (февраль):
  • Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье (май):

VI класс

VII класс

VIII класс

IX класс

  • Тема 1. Портрет современного подростка (сентябрь):
  • Тема 2. Агрессия, её причины и последствия (ноябрь):
  • Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять (февраль):
  • Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? (апрель):

X класс

XI класс

свернуть

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

на 2023-2024 учебный год

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий,

перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

1-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

лекция/ практикум/ вебинар

Кудрявцева С.Г., педагог-психолог,

медицинский работник

1.2

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

ноябрь

беседа/ практикум/ мастер-класс

Семёнова Е.В., 

медицинский работник

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка.Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

январь

круглый стол/ дискуссия/ форум

Кравцова И.Л. 

1.4

Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель

семинар-практикум/психологический тренинг

 Дедай Д.В.., педагог-психолог

2

2-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учитьсяСоблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Мокрецова О.Г. 

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов.Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь

круглый стол/семинар-практикум/ вебинар

Сидина Ю.И., медицинский работник

2.3

Тема 3.Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг

Лазбенёва М.Ф.,

педагог-психолог, педагог социальный

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

май

круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс

Колбаскина Н.В.

3

3-е классы

 

 

 

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Фёдорова И.А., 

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

декабрь

лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс

Тимашкова Л.А.,

педагог-психолог

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

январь

беседа/ дискуссия/ практикум

Шайкова И.В., медицинский работник

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации.Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель

семинар-практикум/психологический тренинг

Волкова Я.А., 

 педагог социальный

4

4-е классы

 

 

 

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

сентябрь

лекция/ вебинар

Батюкова Е.Г., 

педагог-психолог,

медицинский работник

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер.Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

Суходолова А.А.,

педагог социальный

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

конферен-ция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

Дулуб Н.М.

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Ржанская Т.А.

 

 

свернуть

IIступень – «Мой ребенок – подросток»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

на 2023/2024 учебный год

IIступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

5-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

семинар-практикум/ вебинар

Пискунова И.А., педагог-психолог, медицинский работник

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь

круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

Развенкова О.Н.,, педагог социальный

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

лекция/беседа/ вебинар

Воробьёва Е.С.,

педагог-психолог

1.4

Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Шеремет Н.Ю.,

педагог социальный

2

6-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Логинова И.Н., педагог социальный

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-практикум/ вебинар

Грищенок Т.В.

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс

Плиско Н.Н.,  педагог-психолог

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период

май

конферен-ция/ вебинар

Саенко Л.С.,,

педагог социальный

3

7-е классы

 

 

 

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

сентябрь

беседа/ вебинар

Берестень Е.А.,

педагог-психолог, медицинский работник

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь

круглый стол/беседа/ вебинар

Вдовиченко А.В., педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

дискуссия/ семинар-практикум

Лебедева О.С., педагог-психолог

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?Мотивация на успех

апрель

беседа/ семинар-практикум

Шарипо О.В., педагог-психолог

4

8-е классы

 

 

 

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Берестень Е.А., педагог социальный

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

конферен-ция/форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

Лобунова Ю.А.,

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март

беседа/семинар-практикум/ вебинар

Лешневская С.Н., педагог-психолог

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

круглый стол/ семинар-практикум

Шарипо О.В., педагог-психолог

5

9-е классы

 

 

 

5.1

Тема 1.Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

лекция/ вебинар

Шалашень Г.В., медицинский работник

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Дубовец З.П.,

педагог социальный

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

лекция/ беседа

Садовникова Т.Л.,

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/вебинар

Шарипо О,В., педагог-психолог

 

 

свернуть

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

на 2023/2024 учебный год

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

10-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

сентябрь

лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Ворошкова О.Л.,  медицинский работник

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

ноябрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс

Шарипо О.В., педагог-психолог

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

февраль

беседа/ круглый стол/ вебинар

Ворошкова О.Л.,  педагог социальный

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар

Шарипо О.В., педагог- психолог

2

11-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

октябрь

семинар-практикум/ форум/ вебинар

Шведченко Е.В.

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

конференция/ беседа

Кузнецова М.Б., 

педагог социальный

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Шведченко Е.В ., педагог социальный,

 

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг

Кузнецова М.Б.,

педагог-психолог

 

 

 

свернуть

Памятки

Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для родителей, так  и для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель,  и воспитатель, а также  родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.

   Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

     Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе, он длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе.

    Адаптация - привыкание, “вписывание” ребенка в какую – то среду. 

    Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.

Рекомендация первая: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.

Рекомендация вторая: ваше положительное отношение к школе, учителям и воспитателям упростит ребенку период адаптации.

Рекомендация третья: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

 

Дополнительные рекомендации родителям

по адаптации детей в начальной школе

 

  1. Изучайте своего ребенка, наблюдая за ним в различных ситуациях, что поможет лучше узнать своего малыша, те или иные черты его характера.
  2. Развивайте двигательную активность ребенка, т.к. выносливый ребенок, который привык к физическим нагрузкам, переносит адаптацию легче, чем слабый и малоподвижный ребенок.

 

  1. Не потакайте всем прихотям ребенка, не злоупотребляйте лаской, т.к. это может привести к упрямству и капризности.
  2. Не подавляйте тягу к самостоятельности.
  3. Постарайтесь отвечать на все вопросы ребенка, т.к. любознательность в этом возрасте не знает границ.
  4. Научите ребенка самостоятельно справляться с возникающими школьными трудностями.
  5. Не нервничайте и не расстраивайтесь из-за неудач ребенка, т.к. он боится лишний раз огорчить родителей.
  6. Учите ребенка дружить с детьми: быть честными, уважать друзей, приглашайте в свой дом, не допускайте предательства, критикуйте, не унижая, а поддерживая. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
  7. «Это заветное желание каждого отца, каждой матери -чтобы детям хотелось хорошо учиться. Оно имеет своим источником желание принести матери и отцу радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, ребенок уже пережил, испытал радость творения добра для людей. Я глубоко убежден, что заставить ребенка хорошо учиться можно, побудив его к добрым поступкам для блага людей, утвердив в его сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир другого человека сердцем.» (Сухомлинский В.А.)

 

   Помните! Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старайтесь только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.


ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ

«Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития…».

Правильное, рациональное питание подростков – это необходимое условие обеспечения их здоровья, красоты и успехов в обучении.

В подростковом возрасте в организме ребенка активизируются процессы роста. В этот период жизни происходят значительные перемены в работе организма, особенно в гормональной и эмоциональной сфере. Именно поэтому так важно, чтобы подросток получал достаточно калорий и питательных веществ с пищей. Для полезного завтрака при правильном питании больше подходят белковые продукты, а для ужина – молочно-растительная пища. Пополняйте рацион зеленью и овощами. Вместо привычного гарнира (картошка и макароны) можно подавать каши, которые содержат минералы, клетчатку, а также витамины.

Соблюдая эти правила, вы скоро заметите, что ребенок стал более сильным, энергичным, лучше усваивает учебный материал.

В приобщении подростка к здоровому питанию важен пример родителей. Желательно, чтобы вся семья следовала принципам рационального питания. В разговорах с ребенком обсуждайте пользу конкретных продуктов и важность определенных блюд для роста и здоровья. Рассказывайте подростку о важности завтрака, плохом влиянии фастфуда, пропусков приемов пищи и голодных диет.

Питание подростка должно быть сбалансированным. Важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню подростка обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития организма.

Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4. Питание также должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанные с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.

Необходимые продукты для полноценного питания подростков:

Белки: содержатся в мясе, рыбе, яйцах, молоке, твороге, сыре. Ценными для ребёнка являются рыбный и молочный белок. На втором месте - мясной белок, а на третьем - белок растительного происхождения.

Жиры: содержатся в масле, сметане, сале. Норма потребления жиров для школьника – 80-90 граммов в сутки.

Углеводы: необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна. Содержатся в хлебе, картофеле, крупах, мёде, сухофруктах, сахаре.

Витамины и минералы (А, С, Е, В): содержатся в моркови, перце, зелени, помидорах, шиповнике, рябине, смородине, цитрусовых, печени, овсяной и гречневой крупах, молоке, твороге, ржаном хлебе, капусте, яблоках, бобовых.

Важно помнить! В рационе подростка должны присутствовать минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, медь, селен.

Организация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе:

В возрасте десяти- пятнадцати лет прослеживается ускорение роста ребенка. Необходимость в поступлении кальция в организм существенно увеличивается. Если потребности организма в кальции не будут удовлетворены, правильное развитие опорно-двигательной системы будет поставлено под угрозу. Сколиоз и остеохондроз представляют группу заболеваний, которые может приобрести подросток в результате неправильного питания в этом возрасте. Для осуществления полноценного питания и обеспечения организм необходимым уровнем кальция и белка животного происхождения, следует включить в ежедневный рацион творог, сметану, молоко, кефир или йогурт, а также мясо, необходимое для полноценного развития мышечной ткани.

В период от четырнадцати до шестнадцати лет из-за физиологических изменений кожи и желез внутренней секреции, может наблюдаться угревая сыпь и прыщи. Рацион питания не должен содержать большого количества жиров. В возрасте восемнадцати лет организм подростка сформирован в большей степени, но, тем не менее, отступать от позиции рационального питания не стоит.

Так же хочется особое внимание уделить внимание тому, как часто родители используют еду как награду, тем самым формируют у детей склонность к одной еде и отрицанию другой! Именно родителям важно не создавать культ еды и не использовать ее для поощрения или наказания ребенка. И самое главное – будьте для детей примером. Если они видят, что родители правильно питаются и хорошо выглядят, то тоже будут стремиться к этому (хотя бы на подсознательном уровне). Здоровое питание школьников в руках родителей и не стоит недооценивать важность здорового питания в семье.

Если подросток питается несбалансированно и неправильно, следует быть готовыми к появлению хронических заболеваний. Употребление еды из фаст-фудов и газированных напитков, тем более в качестве полноценного приема пищи, пагубно влияет на формирующийся организм.

 

Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми младшего подросткового возраста

 

Будьте всегда чуткими к делам своих - детей.

  • Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
  • Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
  • Научите преодолевать трудности.
  • Сравнивайте своего ребенка только с ним самимобязательно отмечая продвижение вперед.
  • Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!».
  • Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (т.е. развитии собственной личности).
  • Информируйте своего ребенка о границахматериальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
  • Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
  • Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами). Помните,что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, так как самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
  • Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
  • Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.
  • Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
  • Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
  • Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
  • Помните: недоверие оскорбляет!!!
  • Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного (противоречащего правилам и нормам) поведения.
  • Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой).

 

Памятка для родителей «Ребенок и компьютер»

 

Чтобы общение с компьютером было безопасным для здоровья Вашего ребёнка, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

 

- Аргументировано расскажите ребёнку о гигиенических правилах работы за компьютером.

- Договоритесь с ребёнком о временном режиме общения с компьютером и последовательно его выполняйте.

- Позаботьтесь, чтобы место для компьютерных занятий было правильно оборудовано и освещено.

- Контролируйте правильность положения тела во время занятий на компьютере: осанку, положение рук и ног, расстояние от глаз до монитора.

- Приучите ребёнка делать гимнастику после каждого занятия на компьютере.

- Регулярно проветривайте и делайте влажную уборку в помещении, где работает компьютер.

 

Возможно Вам пригодятся аргументы и формулировки, которые помогут отвлечь ребёнка от компьютерной игры и построить беседу, если возникнет конфликтная ситуация, когда он не соглашается выключить компьютер.

 

- Напоминание ребёнку о каком-нибудь другом, особенно любимом ему занятии. (Твой любимый конструктор тебя уже ждёт, когда ты его соберёшь.)

- Напоминание о соблюдении временного режима (Пора сделать перерыв.)

- Приглашение на прогулку (А сейчас мы отправимся в парк.)

- Включение в совместную деятельность или игру (А сейчас давай вместе займёмся …)

Просьба помочь Вам в делах (Помоги мне, пожалуйста, сделать уборку.)

- Предложение пообщаться с кем-нибудь: друзьями, родственниками, домашними животными. (Пойдём в гости. Пора погулять с собакой и поиграть с ней. Можно поиграть с ребятами во дворе.)

- Напоминание о важных делах, которые обязательно нужно сделать. (Нужно приготовить домашнее задание, подарок бабушке и другое.)

 

Компьютерные игры с агрессивным, жестоким и «кровавым» содержанием» - не для

наших детей !!!

Главное – выбрать для своего ребёнка хорошие игровые программы как из числа развлекательных, так и из числа обучающих.

 

свернуть