РУС БЕЛ ENG

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования

Педагогическое самообразование  – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности.


 


Обоснование целесообразности реализации инновационного проекта

 
Среди приоритетных направлений стабильного развития Республики Беларусь в современных условиях становления мировой когнитивной экономики – организация непрерывного образования человека в течение всего жизненного цикла. Учреждению образования необходим педагог с высоким уровнем профессионализма, быстро адаптирующийся, адекватно реагирующий на стремительно происходящие перемены в образовательном пространстве, способный находиться в состоянии постоянного интеллектуального роста при одновременном решении задач личностного совершенствования учащегося. К показателям профессионализма современного педагога относится самообразовательная компетентность, которая проявляется в стремлении к улучшению образовательного процесса путем индивидуального педагогического развития и реализации себя как активного творца действительности в сфере образования, организации собственной профессиональной деятельности с учётом достижений науки.

Накопленный в прошлом столетии отечественный опыт сопровождающей самообразование педагогов методической работы является основой её реализации и в современном белорусском учреждении образования. Однако этого опыта уже недостаточно для эффективной организации самообразовательной деятельности сегодня. Среди выявленных в процессе историко-педагогического анализа прецедентной литературы современных тенденций в развитии процесса организации педагогического самообразования следующие:

- рост роли самообразования в повышении квалификации педагогических кадров;

- последовательное использование опыта гибкого (маневренного, основанного на учёте актуального развития ситуации) управления самообразовательной деятельностью;

- активизация методического сопровождения субъектов самообразования в учреждениях образования;

- переход от использования педагогами отдельных элементов самообразовательной деятельности к современным технологиям его организации в процессе методической работы в учреждении образования.

В этой связи требуется переосмысление специфики организации самообразовательной деятельности педагогов в учреждении образования с учётом изменившихся социокультурных условий и разработка адекватных механизмов, способов и средств её эффективной реализации.

В результате проведенного анализа теории и практики организации педагогического самообразования в учреждениях образования Республики Беларусь выявлены противоречия между:

- требованием осознанного и ответственного подхода педагогов к самообразовательной деятельности и недостаточной разработанностью современных методических и организационно-управленческих средств, обеспечивающих организацию педагогического самообразования в условиях учреждения образования;

- многообразием форм, содержания и способов организации методической работы в учреждении образования и их недостаточной систематизацией в контексте реализации эффективной самообразовательной практики;

- существующими инновационными подходами использования разнообразных образовательных возможностей в системе непрерывного педагогического самообразования и реализацией традиционной структуры методического взаимодействия в учреждениях образования.

Указанные противоречия, актуальность проблемы и обозначенная практическая потребность обусловили выбор темы инновационного проекта «Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования».

 

Уникальность представляемого проекта состоит в том, что в своей типологии он синергично сочетает в себе особенности как продуктовой инновации (используется специально разработанные модель организации самообразования педагогов в учреждении образования, технология реализации соответствующей деятельности и рефлексивно-диагностический инструментарий), так и процессной (предназначена для повышения самообразовательной компетентности педагогов как гаранта улучшения качества предоставления образовательных услуг, создания педагогами-участниками значительно улучшенных образовательных продуктов), и организационной (направлена на увеличение эффективности работы учреждения образования по достижению стратегических целей при уменьшении операционных затрат за счёт интеграции в кластер методической работы и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов; улучшение условий работы для повышения производительности труда с использованием преимущественно нематериальных активов). Полученный в ходе реализации данного проекта опыт и его результаты будут полезны для других учреждений образования региона и системы образования в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость инновационного проекта заключается в следующем:

1) в выявлении основных тенденций и потенциальных возможностей организации управляемого самообразования личности; обосновании сущности, структуры, содержания, условий и принципов совершенствования процесса организации самообразования педагогов в современных условиях развития информационного общества;

2) в наличии модели организации самообразования педагогов в учреждении образования, разработанной на основе теоретически обоснованных и практически подтверждённых экспериментальных результатов научных исследований;

3) в специально сформированном консультантом проекта научно-методическом и рефлексивном диагностическом обеспечении процесса организации самообразования педагогов в учреждении образования, что также подчеркивает научную новизну инновационного проекта.

Важнейшим направлением обоснования научной новизны и практической актуальности данного инновационного проекта также выступает проектируемая деятельность по повышению уровня самообразовательной компетентности педагогических работников в системе взаимодействия участников инновационного проекта в условиях функционирования кластера.

Цель инновационного проекта: повышение уровня самообразовательной компетентности педагогов посредством моделирования и создания развивающей образовательной среды в учреждении образования, оптимизации существующих организационно-управленческого, технологического, информационного аспектов методической работы и совершенствования самообразовательной практики.

1) создать для педагогических работников оптимальные, комфортные, мотивирующие к реализации инновационного проекта, здоровьесберегающие социально-психологические, организационно-управленческие, материально-технические условия организации целенаправленной самообразовательной деятельности;

2) обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности участников проекта на всех этапах реализации инновационной модели с учетом достижений педагогической науки и эффективного педагогического опыта учреждений образования, реализующих инновационный проект;

3) сформировать и обеспечить информационными ресурсами партнерскую сеть для организации методического взаимодействия участников инновационной деятельности, выявления успешного инновационного опыта, совместного осмысления возникающих проблем, совершенствования работы по повышению уровня самообразовательной компетентности педагогических работников и развитию инновационной культуры;

4) сформировать, изучить, оценить, обобщить и распространить инновационный опыт по внедрению модели организации самообразования педагогов в учреждении образования.

Решение выделенных задач и достижение поставленной цели инновационного проекта в свою очередь детерминирует коренное улучшение качества образовательных услуг, предоставляемых учреждением образования.

Общественная эффективность инновационного проекта основана на следующих позициях:

- юридическая защищенность проекта (соответствие законодательству Республики Беларусь, его реализуемость в нормативно-правовом поле осуществления информационного взаимодействия участников);

- наличие механизма гарантии обязательств, принимаемых участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации проекта (локальная нормативная документация);

- научно обоснованная система управления реализацией проекта, обеспечивающая (при возможных изменениях условий реализации проекта) должное информационное взаимодействие между участниками проекта;

- присутствие механизма синхронизации деятельности участников, корректировки их действий для успешного завершения проекта (технология организации педагогического самообразования в учреждении образования);

- наличие синергетического эффекта в достижении стратегических целей учреждения образования на основе интеграции методической работы и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов при одновременном уменьшении операционных затрат в процессе реализации кластерного подхода;

- наличие очевидной пользы (выгоды) для участников образовательного процесса, заложенной в инновационном продукте.

Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью широкого внедрения в методическую работу учреждений образования модели и технологии организации самообразования педагогов в учреждении образования. Наличие научно обоснованного, технологичного механизма внедрения проекта подтверждает его реальную осуществимость. Рассчитанный на один год, проект удобно сочетается с календарным планированием функционирования учреждения образования. Вышеописанные характеристики проекта позволяют сделать вывод, что его реализация на практике существенно повысит продуктивность организации педагогического самообразования в учреждениях образования.

 

 


 


Модель оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования

Скачать файл в формате .docx



КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Реализации инновационного проекта «Внедрение модели оптимизации управления педагогическим самообразованием в учреждении образования»

Цель инновационного проекта: повышение уровня самообразовательной компетентности педагогов посредством моделирования и создания развивающей образовательной среды в учреждении образования, оптимизации существующих организационно-управленческого, технологического, информационного аспектов методической работы и совершенствования самообразовательной практики.

Организационно-управленческая деятельность

Методическое сопровождение

 

Информационное обеспечение

Психолого-педагогическая поддержка и валеологическое сопровождение

Индивидуальная педагогическая деятельность

1

2

3

4

5

I. Мотивационно-концептуальный этап:

март 2021 г. – август 2021 г.

Основная задача: создать для педагогических работников оптимальные, комфортные, мотивирующие к реализации инновационного проекта, здоровьесберегающие социально-психологические, организационно-управленческие, материально-технические условия организации целенаправленной самообразовательной деятельности.

1

2

3

4

5

1) Формирование идеи на основе проблемно-ориентированного анализа ситуации.

2) Определение стратегии, принципов, подходов организации самообразования педагогов.

3) Разработка и согласование инновационного проекта.

4) Заседание педагогического совета с рассмотрением вопроса

«Интенсификация самообразовательной деятельности педагогов как важное средство успешного развития учреждения образования и профессионально-личностного роста членов коллектива».

4) Совещание участников инновационного проекта «Коллективная разработка проекта развития педагогического самообразования».

5) Утверждение Положения об управляемом самообразовании педагогов в учреждении образованияпрограммы исследования «Предпосылки управления самообразованием педагога в учреждении образования».

6) Внесение корректив в планово-стратегическую документацию относительно определения ценностных ориентаций и целевых установок.

7) Формирование референтной и целевых групп.

8) Создание коллегиального органа управления.

9) Распределение функциональных обязанностей.

10) Планирование ресурсного обеспечения.

1) Разработка системы методической поддержки педагогического самообразования.

2) Определение тематики и сроков реализации целевых методических мероприятий.

3) Проведение методологического семинара «Эффективная организация педагогического самообразования».

4) Разработка формы и структуры плана самообразования.

5) Составление реестра тем педагогического самообразования.

1) Определение векторов и потоков информационного сопровождения педагогического самообразования.

2) Ознакомление с информацией на сайтах АПО, ИРО о возможностях повышения квалификации по темам самообразования, методическими рекомендациями.

3) Подготовка информации для установочного педагогического совета, для размещения на официальном сайте учреждения.

1) Исследование запросов целевой аудитории и диагностика на предмет готовности к инновационной деятельности.

2) Мотивация коллектива к развитию практики педагогического самообразования.

3) Социометрия.

4) Определение уровня самообразовательной компетентности педагогов с использованием рефлексивных диагностических методик.

1) Актуализация ценностно-смысловых и содержательных аспектов педагогического самообразования 2) Диагностика уровня самообразовательной компетентности.

3) Выявление методических, образовательных потребностей.

4) Включение в работу методических  формирований.

5) Определение темы самообразования.

6) Планирование самообразования.

7) Оформление дневника педагога-инноватора.

Возможные риски и пути их минимизации:

  • недостаточность готовности членов коллектива к реализации инновационного проекта → развитие инновационной культуры педагогов средствами повышения квалификации и самообразования;
  • недостаточность владения участниками диагностическим инструментарием → опережающая подготовка к осуществлению диагностической деятельности;
  • недостаточная рефлексивная культура педагогов →создание условий для развития способностей планирования деятельности, убеждение в важности самооценки.

Прогнозируемые результаты совместной деятельности по итогам I этапа:

  • информация о потребностях участников инновационной деятельности и состоянии их готовности работать в инновационном режиме, уровне самообразовательной компетентности;
  • повышение мотивации педагогов к самообразовательной деятельности;
  • наличие представления о ходе выполнения инновационного проекта;
  • сформированные концепция проекта развития педагогического самообразования в учреждении образования, комплексно-целевая программа инновационного проекта и система его поддержки на методическом, информационном и психолого-педагогическом уровнях;
  • скорректированный подход к осуществлению планирования работы учреждения образования.

1

2

3

4

5

II. Организационно-обучающий этап: сентябрь 2021  г.

Основная задача: обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности участников проекта на всех этапах реализации инновационной модели с учетом достижений педагогической науки и эффективного педагогического опыта учреждений образования, реализующих инновационный проект

1) Обеспечение погружения в деятельность референтной и целевых групп педагогов в проекте на основе выработанных ценностно-смысловых установок (планомерные сборы групп).

2) Старт работы коллегиального органа управления.

3) Контроль за выполнением функциональных обязанностей участниками проекта.

4) Создание единого творчески-обогащённого интерактивного информационно-педагогического коммуникационного поля.

5) Сотрудничество с консультантом инновационного проекта, консультирование им инновационной деятельности.

6) Обеспечение благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

7) Создание системы управленческой поддержки и стимулирования (морального и материального) образовательных инициатив и педагогического творчества в ходе самообразовательной практики членов коллектива.

8) Поддержание в коллективе педагогов общности ценностных ориентаций, интересов, целевых установок в организации самообразовательной практики.

1) Осуществление личностно адаптированной системы непрерывного корпоративного повышения самообразовательной компетентности педагогов и управленческой компетентности менеджеров самообразования (в соответствии с планом методической работы): обучающие семинары, консультации, практикумы и др. по вопросам целеполагания, концептуализации, планирования, организации самообразования,

здоровьесбережения.

1) Организация сетевого взаимодействия участников проекта (форума).

2) Создание на официальном сайте учреждения образования страницы по сопровождению инновации.

3) Оформление информационного стенда со сменной информацией по организации педагогического самообразования.

4)  Разработка индивидуальных образовательных и информационных ресурсов.

1) Поддержка субъектов самообразовательной деятельности посредством тренингов, консультаций, направленных на преодоление затруднений в ходе её организации.

2) Составление, отработка, коррекция, пополнение диагностического инструментария (в рамках проекта и педагогических исследований по темам самообразования).

3) Обеспечение социально-психологического комфорта.

1) Реализация индивидуального плана педагогического самообразования.

2) Повышение квалификации на запланированных мероприятиях.

3) Библиографи-ческое исследование по теме самообразования (аннотирование, реферирование, заполнение дневника педагога-инноватора).

Возможные риски и пути их минимизации:

  • недостаточный уровень сформированности осмысления предстоящей инновационной деятельности → внедрение новой системы мотивации, создание условий необходимости регулярного обращения членов коллектива к самообразовательной деятельности.

Прогнозируемый результат совместной деятельности по итогам II этапа:

  • когнитивная и операциональная готовность менеджеров и членов педагогического коллектива к реализации эффективной реализации инновационного проекта.

1

2

3

4

5

III. Деятельностный этап:

октябрь 2021 г. – апрель 2024 г.

Основная задача: сформировать и обеспечить информационными ресурсами партнерскую сеть для организации методического взаимодействия участников инновационной деятельности, выявления успешного инновационного опыта, совместного осмысления возникающих проблем, совершенствования работы по повышению уровня самообразовательной компетентности педагогических работников и развитию инновационной культуры.

1) Создание творческих, исследовательских групп по реализации проекта.

2) Поддержка системы профессиональной коммуникации.

3) Активное использование методов мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль и др.).

4) Развитие условий для личностно-профессионального роста членов педагогического коллектива в учреждении образования.

5) Регулирование социально-психологического климата в коллективе.

6) Формирование общей культуры учреждения образования.

7) Интеграция усилий субъектов самообразовательной деятельности в достижении целей развития учреждения образования.

8) Контроль за выполнением функциональных обязанностей участниками проекта, процессом внедрения модели организации самообразования педагогов в учреждении образования.

9) Презентация и поощрение промежуточных положительных результатов самообразовательной деятельности членов коллектива, определение приоритетных направлений педагогических исследований в ходе самообразования.

1) Организация индивидуальных, парных, групповых и коллективных форм самообразовательной деятельности согласно инновационной модели.

2) Наблюдение за уровнями проявления самообразовательной компетентности педагогов на методических мероприятиях.

3) Проведение онлайн-семинара «Инновационная компетентность как фактор непрерывного профессионального самообразования педагогов»

4) Изучение и обобщение опыта.

1) Активизация деятельности библиотеки, официального сайта учреждения образования.

2) Разработка системы управления знаниями.

3) Формирование информационных ресурсов.

4) Реализация педагогами информационно-консультационной деятельности (в т. ч. посредством сети участников инновационного проекта).

1) Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальных педагогических исследований по темам самообразования (определение критериев результативности исследования и подбор диагностического инструментария).

2) Обеспечение социально-психологического комфорта.

1) Реализация индивидуального плана педагогического самообразования.

2) Кооперация и коммуникация с коллегами в ходе реализации проекта.

3) Выполнение распределённых ролей в проекте, работа в составе творческих групп.

4) Ведение дневника педагога-инноватора.

5) Моделирование, создание и совершенствование творческого продукта педагогического самообразования.

Возможные риски и пути их минимизации:

  • перегруженность плана методической работы количеством мероприятий → приоритетность в выборе индивидуальных форм организации самообразования педагогов с последующей презентацией продуктов самообразовательной деятельности;
  • частичная неудовлетворённость процессом реализации проекта → корректировка содержания плана инновационной работы.

Прогнозируемый результат совместной деятельности по итогам III этапа:

  • формирование эффективного опыта педагогического самообразования (индивидуального и коллективного);
  • получение «осязаемых» результатов проекта (образовательных продуктов);
  • повышение продуктивности педагогического самообразования, самообразовательной  компетентности членов коллектива.

1

2

3

4

5

IV. Этап распространения эффективного инновационного опыта и итоговой рефлексии:

май 2024 г.  – декабрь 2024 г.

Основная задача: сформировать, изучить, оценить, обобщить и распространить инновационный опыт по внедрению модели организации самообразования педагогов в учреждении образования.

1) Итоговая аналитическая деятельность, оценка результатов проекта, меры достижения поставленных целей.

2) Выявление факторов риска.

3) Реклама, распространение эффективного опыта педагогического самообразования и творческого продукта проекта.

4) Поздравление участников проекта.

5) Комплексно-целевое планирование развития учреждения образования.

6)Планово-прогностическая деятельность: определение содержания, ресурсного обеспечения дальнейшего развития самообразовательной практики педагогов в учреждении образования.

7) Апробация проекта в других учреждениях образования.

1) Подготовка творческих продуктов педагогического самообразования к презентации, публикации, загрузке на сайт учреждения образования.

2) Распространение эффективного опыта педагогического самообразования для целевой аудитории.

3) Получение обратной связи от целевой аудитории, разработка на её основе рекомендаций к следующему проекту.

1) Развитие информационной культуры педагога в процессе трансляции эффективного опыта педагогического самообразования.

1) Определение уровня самообразовательной компетентности педагогов с использованием рефлексивных диагностических методик.

2) Определение динамики уровней самообразовательной компетентности педагогов согласно разработанным критериям.

3) Мотивация педагогов к дальнейшему профессиональному росту.

 

1) Оформление и распространение эффективного опыта самообразования: подготовка презентаций, статей, мастер-классов и др.

2) Рефлексивная деятельность по итогам педагогического самообразования в рамках проекта.

3) Планово-прогностическая деятельность

Возможные риски и пути их минимизации:

  • затруднения в описание педагогического опыта и формировании творческого продукта педагогического самообразования → опережающая подготовка к осуществлению описания опыта, консультационная деятельность;
  • несформированность у отдельных педагогов индивидуального профессионального стиля демонстрации результатов самообразовательной деятельности. → развитие профессиональной мобильности, коммуникативной и рефлексивной культуры;
  • неактуальность проблемы для учреждений образования →презентация эффективного опыта.

Прогнозируемые результаты совместной деятельности по итогам IV этапа:

  • соответствие результатов цели проекта;
  • руководство к дальнейшему проектированию и реализации самообразовательной деятельности педагогов;
  • консультирование педагогов других учебных заведений.

Прогнозируемый основной результат реализации инновационного проекта: повышение уровня самообразовательной компетентности педагогических кадров.

Предполагаемые сопутствующие результаты:

- мобилизация и концентрация интеллектуальных сил педагогических работников в самообразовательной деятельности в рамках определённых педагогических тем в русле общего методического направления деятельности учреждения образования и решения основных целей и задач, стоящих перед коллективом;

- организованные комплексная психолого-педагогическая поддержка, информационное обеспечение и методическое сопровождение педагогического самообразования на рабочем месте;

- организация труда с открытыми возможностями для самореализации педагогов;

- активизация и повышение продуктивности деятельности методических формирований, библиотеки, официального сайта учреждения образования;

- улучшение взаимоотношений в педагогическом коллективе, рост удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении;

- повышение качества методической работы и  образовательной практики.

свернуть

Участники инновационной деятельности

Ф.ИО, должность

Квалификационная категория Тема педагогического исследования

Формы трансляции инновационного педагогического опыта

Дубовец Земфира Петровна

высшая

Использование элементов технологии критического мышления на уроках английского языка

Обобщение опыта на уровне школы

Мокрецова Ольга Геннадьевна

высшая

Блог учителя как средство онлайн взаимодействия учителя, родителей и учащихся

Выступления на педагогическом совете

Шайкова Ирина Викторовна

первая

Организация онлайн взаимодействия между педагогами, родителями и учащимися через использование сервиса Instagram

Представление опыта на методическом вернисаже

Лазбенёва Марина Фёдоровна

высшая

Эффективные приёмы работы с образовательными Интернет-ресурсами на уроках математики на I ступени общего среднего образования

Презентация, выступление на ШМО

Лебедева Ольга Сергеевна

б/к

Современные технологии дистанционного обучения по организации самостоятельной работы учащихся при подготовке к олимпиаде

Выступление на ШМО,  публикация

Медведская Светлана Леонидовна

первая

Организация                      онлайн взаимодействия между педагогами, родителями и учащимися через использование сервиса Instagram

Публикация

Шарипо Ольга Викторовна

б/к

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в рамках инновационного проекта

Методические рекомендации

свернуть

Буктрейлеры по мотивам произведений

Буктрейлер по мотивам произведения В.Сухомлинского "Сердце отдаю детям"

 

Буктрейлер по мотивам книги К.Ушинского "Как воспитать ребёнка"

свернуть

Сертификаты педагогов

24 апреля, среда

заключительный этап образовательного проекта "Агро Бизнес Академия"

подробнее...
17 апреля, среда

Семинар «Подготовка учащихся к участию в предметных олимпиадах»

подробнее...